Краткие определения
Семиотика - наука о знаках.
Определение знака по Г.П.
Мельникову. (См. его книгу на сайте
– «Системология и языковые аспекты
кибернетики» -
Если мы видим (слышим, обоняем ...)
объект из внешнего мира S, то в
нашем сознании возникает его образ
S1. Если мы видим другой объект - D,
то происходит то же самое -
возникает образ этого объекта D1. А
теперь - самое главное - если в
нашем сознании есть устойчивая связь
от S1 к D1: S1 ---> D1, то может
происходить следующее - мы видим S,
активизируется S1, затем D1. То есть
мы не видим объекта D, но его образ
D1 возникает в нашем сознании! В
этом случае мы говорим, что S - это
знак, а D - это денотат. Это лучше
видно на графической схеме, которую
здесь нельзя представить.
Если совсем просто - то знак (S) -
это то, что замещает объект (D).
Если происходит это явление – то не
надо бояться называть знаками совсем
непривычные вещи. Например –
фотография дерева – это не дерево,
значит – это знак.
Основатель семиотики Чарльз Пирс
делил знаки на три вида -
1. Icons (иконические) - знаки,
похожие на денотат. Например -
дорожный зак - извилистая дорога.
2. Symbols (символы) - знаки,
непохожие на денотат (слово стол -
не похоже на сам стол)
3. Признаки (indexes) - это когда
ЧАСТЬ денотата становится его знаком
(дым - знак костра, а не огня)
Можно взять старый и новый
физтеховский значок и посмотреть,
какой из них содержит больше
иконических (то есть - легко
понимаемых!) знаков, а какой больше
содержит знаков-символов.
Чарльз Пирс также считал, что
семиотика делится на три части -
синтактику (правила, как правильно
складывать знаки), семантику (как
знаки и знаковые структуры
связываются с денотатами). А также
прагматику - науку об отношении
создателей и получателей знаков к
этим знаковым произведениям.
Это тоже просто. Если вы слышите
слово "Пожар", то можете пройти мимо
или броситься пожар тушить. При
одинаковой семантике - разное
прагматическое отношение получателя
к полученному знаковому
произведению. А если послушать наших
дикторов - то можно увидеть и разное
отношение создателей (вернее -
озвучивателей) к своим знаковым
произведениям. Некоторые почти
трясутся от возбуждения, объявляя о
катастрофах, жертвах и т.п.
Некоторые говорят об этом даже с
некоторой меланхолией, может даже
пытаясь смягчить ужасную семантику
сообщения.
Но можно взять пример посерьезнее. В
кино "17 мгновений весны" цветочный
горшок в окне явочной квартиры
(синтактика) означал, что она
провалена (семантика). Проф.
Плейшнер видел этот знак, но связь
S1 -> D1 у него в сознании не
реализовалась. А если бы
реализовалась (семантика), то ему
надо было бы бежать от этого места
(вот она - прагматика). Но это верно
только для Плейшнера. Если бы это
увидел мужественный Штирлиц - он бы
атаковал эту квартиру (другое
пргматическое значение - в виде
другого действия)! В этом примере
можно для упражнения поварьировать с
синтактикой (какой знак у
опасности), семантикой (что он
означает) и прагматикой.
На сайте курса есть хороший link на
американский курс семиотики.
Семиотика - интересная наука - но в
курсе немного времени для ее
изучения. Например - костюм -
самообозначение человека - как он
хочет, чтобы его воспринимали.
Джинсовый костюм и пиджак с
галстуком - разные знаки.
В синтактике есть два важных для нас
понятия - синтагма и парадигма.
Синтагма - это знаковая структура,
образованная по правилам синтактики,
а парадигма - на основании каких
правил отобран знак для каждой
знаковой позиции в этой структуре.
Поясним на примере. "Маша ела кашу".
Это синтагма. А парадигма - для
"каши" - из какого набора (каша,
каши, кашу, кашей) взят этот знак.
Для семиотики костюма - синтагма -
это то, что одето - какие туфли,
брюки, пиджак, рубашка. А парадигма
- в гардеробе - из какого набора
рубашек, пиджаков и т.д. и на основе
каких соображений была образоана эта
синтагма.
Теперь зловещая фраза
"синтактико-парадигматические
отношения в тексте" звучит не так уж
страшно.
|