Курс "Обработка нечисловой информации"

  Главная | Форум  
     
 
Навигация
Программа курса
Содержание лекций
Материалы курса
Лабораторные работы
Требования к экзамену
Другие материалы

Гостевая книга
Форум

 

Требования к экзамену

 

Сдача Экзамена!!!

18/01/08

Для успешной сдачи экзамена требуется

1. Успешно сдать лабораторные работы 1 и 2 - программы SENAN и
GEOBASE.

Сопровождать лабы краткими описаниями и характерными примерами их работы

В ОБОИХ ЛАБОРАТОРНЫХ НАДО МЕНЯТЬ НЕ БАЗЫ ЗНАНИЙ ИЛИ ДАННЫХ А КОДЫ ИХ ОБРАБОТКИ.

2. Выбрать теоретический вопрос самому, ориентируясь на темы, обозначенные в Программе курса, или из списка предлагаемых тем, описанных ниже. Этот вопрос обязательно должен быть представлен текстом объемом не менее 5-6 стр (14 pt, Times Roman) для помещения на сайт курса (если это будет сочтено достойным) для последующих поколений.

3. Уметь ответить на дополнительные вопросы по всем темам курса. В пределах теорминимума - обязательно знать ответы. Список дан ниже. Основная идея - чтобы не приходили личности, не отличающие денотат от коннотата и обижающиеся, что им не ставят зачет.

4. Обязательно знать четко азы. Определение знака. На какие части делится семиотика и какие проблемы изучает каждая часть.
К каким частям с точки зрения семиотики относится ОФ, риторика. Какие основные проблемы они изучают. Почему они нужны нам сейчас.
Как строится теория документа методом риторического изобретения, используя в качестве общих мест парадигмы семиотики, ОФ, риторики.

Это уже минимальнейший теорминимум

Примерные темы для теоретических вопросов. Обязательный теорминимум.


1. Например - на сайте есть ссылка на интересную статью о семиотике маек с надписями (тоже интересный факт - точного однословного соответствия в русском английскому слову T-shirt пока нет). Разобрать эту статью. Объяснить все термины. Разобрать отдельно элементарные термины семиотики и отдельно термины более сложные - американской семиотической теории искусства, представленные в этой статье.

2. Теорминимум.

===========

2.1. Пять вопросов, на которые нужно письменно ответить, творчески проработав материал курса. По ним можно будет судить о мере понимания материала. Юмористические ответы принимаются, но не засчитываются.

1. Вопрос, ответ на который возможен сейчас.

2. Вопрос, ответ на который возможен при условии проработки дополнительных источников.

3. Вопрос, ответ на который возможен, но требует новых решений, моделей.

4. Вопрос, ответ на который невозможен, так как требует новой информации или исследований, которые пока невозможно осуществить.

5. Вопрос, ответ на который невозможен пока в принципе, поскольку имеются непреодолимые трудности.

- Идея взята из статьи в журнале Эпистемология и когнитивные науки.

============

2.2. Нужно твердо знать -

Семиотика.

Определение знака по Г.П.Мельникову. Знак, денотат, коннотат.
Семиотическая система. Синтагма и парадигма. Треугольник Фреге.

Общая филология - теория обращения с текстом (знаковым произведением).

Фактура речи. Треугольник Ю.В. Рождественского. К какой фактуре речи принадлежат тексты Интернет.
Знать парадигмы ОФ в объеме статьи О.А.Сычева (см. на сайте курса) в применении к рекламным текстам. Знать как их можно применить к процессу создания web-сайта.

Риторика - теория построения эффективного знакового произведения.

Что значит эффективность речи (коммуникации). Основные постулаты. Риторика и логика. Риторика и истина.
Образ ритора. Общие места. Назвать не менее десяти тропов и фигур.
Знать основы риторики в объеме школьного (университетского) курса - см. ссылки на сайте курса. Уметь применить их к такому виду текста как web-сайт.

Теория документа.

Описать отличия обычного текста от документа, используя парадигмы семиотики, общей филологии, риторики.

Прикладная лингвистика.

Общая схема речевой коммуникации.

Знак и слово, его значения, его смысл. Разница между значением и смыслом. Предложение и знаковое произведение.

Некоторые темы, о которых стоит подумать и о которых могут спросить -

**************

Евгений Чичваркин говорит, что в настоящее время на "Одноклассниках" зарегистрировано два "фальшивых" Чичваркина: "Эти два персонажа используют фотографии с моими изображениями, явно им не принадлежащие, состоят в сообществах учебных заведений, в которых я обучался, ведут переписку от моего имени и вводят в заблуждение реальных пользователей этого ресурса. К сожалению, это может плохо сказываться на репутации сайта".

Гендиректор сайта "Одноклассники" Альберт Попков заявил, что не знает о намерении Чичваркина обратиться в суд. По его словам, совладелец "Евросети" может самостоятельно удалить с сайта данные своих "двойников", прислав администрации портала запрос на удаление этих анкет. Попков также отметил, что создателя фальшивой анкеты можно определить по его IP-адресу

**************

Режиссер Юрий Герман - “Кадр (кино – ВР) внушает доверие и заставляет сопереживать“.

Какие части семиотики описывают упомянутые здесь явления и как их правильно семиотически описать? – А что «за кадром» - что нужно проделать нашему сознанию прежде чем кадр начинает «внушать доверие»?

**************
На госе 12 января был такой случай. Были уже заготовлены в машинном виде все протоколы на каждого студента. Как вдруг поступило ЦУ из деканата – заполнить все от руки. Откат в рукописную речь. Почему он произошел? Какие проблемы еще не были решены для протоколов в фактуре F4?

**************

Прокомментируйте сентенцию - если нация начинает праздновать чужие праздники (например - Хеллоуин и т.п. - В.Р.) - то это начало конца этой нации.

**************

Аналогично - нация не может существовать без театра - и более того - без национального театра. В Англии - это Шекспировский, в России - Малый. Почему бы это?


**************

Ответы на эти вопросы можно взять как вопросы по выбору и реконструировать ответы на них из найденного в Сети.

 

Требования к сдаче лабораторных. Эффект Непейводы.


1. Основная идея - освоить тексты двух типовых программ обработки текста, знать как их изменить для выполнения поставленной самостоятельно близкой задачи обработки текста. Тем самым освоить практический компьютерный минимум по прикладной лингвистике.
Каждая программа дана в исходных текстах на простом, понятном языке декларативного типа (т.е. без непонятных циклов и переходов) с понятными входными и выходными данными. Если будущий специалист по информатике не может в этом разобраться и поменять в нужном месте алгоритм программы, то нужно этому научиться на примере этих двух лабораторных работ.

Две книги (Братко и Ц.Ин) по прологу есть у нас в биб-ке (они указаны в списке литературы). А книга по Visual Prolog - была в киоске (не считая того, что есть на прологовском сайте) и наверно есть в магазинах Москвы. Первые две книги - гораздо понятнее. Зато книга по Visual Prolog-у описывает нужную версию и содержит много материала (в начале) по курсу управления знаниями (материал след. семестра). Разница в версиях непринципиальна и незначительна в рамках стоящих задач.

2. Для этого придумать самому задачу, аналогичную задаче, решаемой в соответствующей программе-прототипе (SENAN и GEOBASE). Затем - исходный текст каждой из двух лабораторных изменить, чтобы в результате полученная программа могла выполнить поставленную задачу.

ВНИМАНИЕ! Менять обязательно АЛГОРИТМ - а не данные!

3. Например - программу SENAN можно адаптировать для решения задачи грамматического разбора предложения на ограниченном русском языке. Ограничить можно по-разному. Например - сделать возможным только прямой порядок слов (как в английском)и номинативы русских слов.

Более того - кроме ситактики (грам. разбора) можно добавить семантику - чтобы в получившейся программе на основе разбора были сделаны к-л действия. Это расширит круг возможных вариантов.

4. Обе лабы двойного и даже тройного назначения.

Во-первых - Prolog - это так называемый декларативный язык программирования, с которым надо быть знакомым - это входит в минимум программиста.

Во-вторых. Уметь делать простейший парсинг - то же самое. Должен уметь квалифицированный программист. С парсинга начинается компиляция программы.

В-третьих. Это язык для решения задач искусственного интеллекта, прикладной логики. Зная его, удобно рассуждать о проблемах описания, обработки знаний, рекурсии и многого другого из программы следующего семестра.

ВНИМАНИЕ! ЕЯ --->>> SQL

Особое предпочтение будет дано тем, кто сможет написать программу-клон SENANа переводящую запрос на ЕЯ (английском, ограниченном русском - например - на русском только с прямым порядком слов и все только в номинативе) в запрос на SQL. А затем обработку этого запроса.

В прошлом году была написана программа, переводящая предложение из ЕЯ в форму XML - это гораздо проще.

Но, как показывает практика, есть много вариантов - см. страницу с работами сдавших зачет.

4. В обоих лабораторных предполагается, что будет исполнено несложное (локальное) изменение алгоритма и данных с глобальным эффектом - т.е. программа-результат будет реализовывать уже другую задачу.

Непейвода этот эффект иллюстрирует так - небольшое действие (движение) мышкой - глобальные ответные действия программ компьютера.

Например - в SENAN можно задать ограниченный псевдоязык на базе русского или английского с ссответствующими группами слов, описывающих действие, его субъект и объект и т.д. - а после парсинга на выходе выполняется к-либо соответствующее (псевдо)действие.
Можно вместо парсинговых скобок, заменяющих очень наглядное дерево грамм. разбора по Хомскому, взять теги XML и конструировать к-л XML объекты на выходе.
Можно поискать в WWW прототипы по ключевым словам parsing, sample и т.п.



В GEOBASE - аналогично - можно построить небольшую БД , отражающую к-л предметную область (не обязательно географии США) и - после парсинга измененного типа запроса к этой базе знаний должен генерироваться ответ на ЕЯ.


В лабораторной по GEOBASE не засчитывается за результат добавление в атрибуты штата зоопарков, баров и т.п. Придумывайте изменения, затрагивающие более существенные свойства и связи.

5. Зазипованные лабораторные присылайте на мой адрес

Но еще лучше - приносить с собой на флешках

6. Хорошая книга по Прологу есть на сайте

books.mipt.ru

Ссылку мне дал Андрей Дробыш - у меня она что-то не вызывается - в локальной сети что ли?


   
Главная | Программа курса | Содержание лекций и курса | Литература и материалы курса
Лабораторные работы | Требования к экзамену | Другие материалы | Гостевая книга | Форум
Сайт управляется системой uCoz